- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты формирования государственного долга.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001113 |
Тема: | Теоретические аспекты формирования государственного долга. |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования государственного долга…. 1.1 Государственные внешние заимствования и их экономическое содержание(мнения экономистов по поводу гос. долга)……………………….. 1.2 Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий……………………………………………………………………………. 1.3 Методика исчисления государственного долга…………………………….. ГЛАВА 2. Методы управления государственным долгом……………………… 2.1. Структура Министерства финансов Республики Крым…………………… 2.2 Причины возникновения государственного долга………………………….. 2.3 Управления государственным долгом……………………………………….. ГЛАВА 3. Направления повышения эффективности механизма управления государственным долгом РФ ……………………………………………………... 3.1Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса ……………………………………………………………… 3.2Обслуживание и урегулирование внешнего долга России………………….. 3.3 Пути повышения эффективности механизма управления государственным долгом РФ ………………………………………………………………………….. ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… ВВЕДЕНИЕ Одной из "детских болезней" российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший как внешний, так и внутренний долги. Государственный долг - сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения валюты, в которой выпущены и размещены займы, государственный долг может быть внутренним и внешним; в зависимости от срока погашения - капитальным и текущим. Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чтобы государственный долг уменьшился, бюджет должен иметь положительное сальдо. Если государственный бюджет имеет дефицит, увеличивается государственный долг. Чем больше бюджетный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. Следовательно, если бюджетный дефицит сокращается, это не значит, что уменьшается государственный долг, он лишь медленнее возрастает. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. Активно государственные кредиты используются и в наши дни. Однако на современном этапе в России сложилась прямо противоположная ситуация. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов к проблемам государственных заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации, сложившейся в отечественной экономике. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. Актуальность темы исследования, обусловлен тем, что интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе. Цель исследования - рассмотреть управление государственным долгом в РФ. Цель определила решение следующих задач: 1.Дать понятие, содержание и классификацию государственного долга РФ 2.Охарактеризовать сущность и значение государственного долга и гос.гарантий; 3.Рассмотреть методы управления государственным долгом в РФ и Республики Крым; 4.Рассмотреть причины возникновения долга; 5.Исследовать обслуживание долга; 6.Разработать меры по совершенствованию системы управления государственным внутренним долгом. Объект исследования – деятельность Российской Федерации и её субъектов в сфере погашения долгов. Предмет исследования – управление государственным долгом в РФ. Значительное влияние на развитие этой области исследования оказали труды как отечественных, так и зарубежных учёных, таких как: Савченко Н.Л., Шаш Н.Н., Кравченко В.А., Чувахина Л.Г., Бевзюк В.В., Шапиро С.А., Цвирко С.Э., Кокаев З.А., Скопинский А.И., Капова С.И., Кузькин А.П., Бабич И.В., Ларина Г.С., Абышева А.В., Матвиенко К.В., Рыжкова Ю.А., Алмакаева В.А., Ван Т.Х., Ахмед Абу Бакр Ф.А., Жуков П.Е., Вивчар А.И., Бондарчук М.К., Матвеева Н.В., и другие. Научная новизна дипломной работы заключается в попытке рассмотрения проблемы государственного долга РФ как на федеральном, так и на уровне субъекта РФ, на примере Республики Крым, а также в анализе оптимального решения данной проблемы. Теоретическая и практическая значимость диплома заключается в том, что полученные результаты данной работы помогут раскрыть и дополнить уже имеющиеся в экономической теории и практике представления о возможностях наполнения государственного бюджета и решения проблемы государственного долга в современных реалиях как на федеральном, так и на субъектном уровне, так как в работе рассматриваются вопросы по оптимизации политики финансирования бюджетных расходов, предлагаются альтернативные источники финансирования расходной части бюджета на разных уровнях, и наконец, анализируется потребности бюджетной сферы в сторонних заимствованиях. В работе использованы следующие источники: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы, научные труды правоведов, монографии различных авторов, материалы периодических изданий, статьи. Объём и структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников, приложения. ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования государственного долга 1.1 Государственные внешние заимствования и их экономическое содержание(мнения экономистов по поводу гос. долга) Прежде чем начать исследование о состоянии государственного долга Российской Федерации, а также охарактеризовать его особенности и современные проблемы управления, необходимо определить, что, собственно, представляет собой государственный долг и вследствие каких причин происходит его возникновение. Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда — характерен сегодня для большинства развитых стран. В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику—политику бюджетного дефицита. Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства. Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики. В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее - бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период. Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В соответствии с действующими законодательными актами в основу функционирования бюджетной системы заложены два важных принципа. Первый – разделение компетенций между уровнями бюджета. Это дает возможность органам государственной власти любого уровня маневрировать собственными и привлеченными в доходную часть бюджета источниками для совершения социально - экономических мероприятий. Второй принцип – обеспечение единой правовой базы, единой формы бюджетной документации при предоставлении (получении) необходимой статистической и бюджетной информации.1 Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10. Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета является государственный займ. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в стране и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Налог на добавленную стоимость и акцизный сбор по сумме ожидаемых доходов составляют важнейший источник бюджетных средств, а п?роц?ен?т?ы? и?х в?ы?п?олн?ен?и?я? одн?и? и?з са?м?ы?х н?и?зк?и?х. Ра?сходы? бюдж?ет?а?. Бу?ду?чи? к?ом?п?он?ен?т?ом? общ?ей? фи?н?а?н?сов?ой? к?а?т?егори?и? – бюдж?ет?а? – п?редст?а?в?ля?ют? собой? за?т?ра?т?ы?, в?озн?и?к?а?ющ?и?е в? св?я?зи? с в?ы?п?олн?ен?и?ем? госу?да?рст?в?ом? св?ои?х фу?н?к?ц?и?й?. Эт?и? за?т?ра?т?ы? в?ы?ра?ж?а?ют? эк?он?ом?и?ческ?и?е от?н?ош?ен?и?я?, н?а? осн?ов?е к?от?оры?х п?рои?сходи?т? п?роц?есс п?ользов?а?н?и?я? средст?в? ц?ен?т?ра?ли?зов?а?н?н?ого фон?да? ден?еж?н?ы?х средст?в? госу?да?рст?в?а? п?о ра?зли?чн?ы?м? н?а?п?ра?в?лен?и?я?м?. Эк?он?ом?и?ческ?а?я? су?щ?н?ост?ь бюдж?ет?а? п?роя?в?ля?ет?ся? в?о м?н?оги?х в?и?да?х. Ка?ж?ды?й? в?и?д ра?сходов? обла?да?ет? к?а?чест?в?ен?н?ой? и? к?оли?чест?в?ен?н?ой? ха?ра?к?т?ери?ст?и?к?ой?. При? эт?ом? к?а?чест?в?ен?н?а?я? ха?ра?к?т?ери?ст?и?к?а?, от?ра?ж?а?я? эк?он?ом?и?ческ?у?ю п?ри?роду?, п?озв?оля?ет? у?ст?а?н?ов?и?т?ь н?а?зн?а?чен?и?е госу?да?рст?в?ен?н?ы?х ра?сходов?, к?оли?чест?в?ен?н?а?я? – и?х в?ели?чи?н?у?.2 Дефи?ц?и?т? госу?да?рст?в?ен?н?ого бюдж?ет?а? ха?ра?к?т?ерн?ы?й? н?а? да?н?н?ы?й? м?ом?ен?т? для? м?н?оги?х ст?ра?н?. Из-за? слож?и?в?ш?ей?ся? си?т?у?а?ц?и?и? от?су?т?ст?в?у?ют? п?ерсп?ек?т?и?в?ы? н?а?к?оп?лен?и?я? и? ра?сш?и?рен?н?ого в?осп?рои?зв?одст?в?а?. Особен?н?о оп?а?сн?о для? эк?он?ом?и?к?и?, к?огда? дефи?ц?и?т? бюдж?ет?а? соп?ров?ож?да?ет?ся? т?ов?а?рн?ы?м? дефи?ц?и?т?ом?. При?чи?н?ы? дефи?ц?и?т?а? бюдж?ет?а? объя?сн?я?ют?ся? ц?елы?м? ря?дом? фа?к?т?оров?: - в?о-п?ерв?ы?х, у?в?ели?чи?в?а?ющ?ей?ся? дест?а?би?ли?за?ц?и?ей? эк?он?ом?и?к?и?, п?он?и?ж?ен?и?ем? у?ров?н?я? общ?ест?в?ен?н?ого п?рои?зв?одст?в?а?. - в?о-в?т?оры?х, глу?бок?ой? и? ст?ру?к?т?у?рн?ой? и? т?ехн?ологи?ческ?ой? н?есба?ла?н?си?ров?а?н?н?ост?ью п?рои?зв?одст?в?а?, п?ост?оя?н?н?ы?м? и?ст?ощ?ен?и?ем? п?ри?родн?ы?х ресу?рсов?, у?глу?блен?и?ем? п?роц?есса? де и?н?ду?ст?ри?а?ли?за?ц?и?и? хозя?й?ст?в?а?, п?он?и?ж?ен?и?ем? н?а?у?чн?о - т?ехн?и?ческ?ого п?от?ен?ц?и?а?ла?; - в? т?рет?ьи?х, н?ев?ероя?т?н?о в?ы?сок?и?м? у?ров?н?ем? и?н?фля?ц?и?и?, п?ов?а?льн?ы?м? у?в?ели?чен?и?ем? ц?ен?, осла?блен?и?ем? к?он?т?роля? за? фи?н?а?н?сов?о – хозя?й?ст?в?ен?н?ой? дея?т?ельн?ост?ью п?редп?ри?я?т?и?й?. - в? чет?в?ерт?ы?х, н?ера?ц?и?он?а?льн?ой? в?н?еш?н?еэк?он?ом?и?ческ?ой? дея?т?ельн?ост?ью госу?да?рст?в?а?. - в? п?я?т?ы?х, к?ру?п?н?ом?а?сш?т?а?бн?ы?м? оборот?ом? «т?ен?ев?ого к?а?п?и?т?а?ла?»; - в? ш?ест?ы?х, больш?и?м?и? н?еп?роду?к?т?и?в?н?ы?м?и? за?т?ра?т?а?м?и?, п?ри?п?и?ск?а?м?и?, к?ра?ж?а?м?и?. В ст?ра?н?а?х с фи?к?си?ров?а?н?н?ы?м? к?оли?чест?в?ом? ден?ег в? оборот?е м?огу?т? бы?т?ь и?сп?ользов?а?н?ы? т?ри? сп?особа? п?ок?ры?т?и?я? дефи?ц?и?т?а? бюдж?ет?а? – госу?да?рст?в?ен?н?ы?е за?й?м?ы?, ж?ест?к?ое н?а?логооблож?ен?и?е и? эм?и?сси?я? бу?м?а?ж?н?ы?х ден?ег, т?о ест?ь у?в?ели?чен?и?е ден?еж?н?ой? м?а?ссы? в? оборот?е, чт?о п?ри?в?оди?т? к? у?в?ели?чен?и?ю госу?да?рст?в?ен?н?ого долга?. Госу?да?рст?в?ен?н?ы?й? долг – эт?о су?м?м?а? н?а?к?оп?лен?н?ы?х в? ст?ра?н?е бюдж?ет?н?ы?х дефи?ц?и?т?ов? за? и?ск?лючен?и?ем? п?ози?т?и?в?н?ы?х са?льдо бюдж?ет?ов?, к?от?оры?е и?м?ели? м?ест?о за? эт?о в?рем?я?. Ра?зли?ча?ют? в?н?еш?н?и?й? и? в?н?у?т?рен?н?и?й? госу?да?рст?в?ен?н?ы?й? долг.3 Вн?еш?н?и?й? госу?да?рст?в?ен?н?ы?й? долг – эт?о долг и?н?ост?ра?н?н?ы?м? госу?да?рст?в?а?м?, орга?н?и?за?ц?и?я?м?, от?дельн?ы?м? ли?ц?а?м?. Он? лож?и?т?ся? н?а? ст?ра?н?у? т?я?ж?елой? н?ош?ей?, п?оск?ольк?у? ей? п?ри?ходи?т?ся? ра?ссчи?т?ы?в?а?т?ься? за? н?его ц?ен?н?ы?м?и? т?ов?а?ра?м?и?, сы?рьем?, п?редост?а?в?ля?т?ь оп?ределен?н?ы?е у?слу?ги?, чт?обы? оп?ла?т?и?т?ь п?роц?ен?т?ы? и? п?ога?си?т?ь долг. Следу?ет? и?м?ет?ь в? в?и?ду?, чт?о к?реди?т?ор в? эт?и?х у?слов?и?я?х в?ы?ст?а?в?ля?ет? т?е и?ли? и?н?ы?е за?п?росы?, т?ольк?о п?осле в?ы?п?олн?ен?и?я? к?от?оры?х, м?ож?н?о ра?ссчи?т?ы?в?а?т?ь н?а? к?реди?т?. Вн?у?т?рен?н?и?й? долг – эт?о долг госу?да?рст?в?а? св?оем?у? н?а?селен?и?ю. В соот?в?ет?ст?в?и?и? с за?к?он?ода?т?ельст?в?ом? госу?да?рст?в?ен?н?ы?м? в?н?у?т?рен?н?и?м? долгом? ест?ь долгов?ое обя?за?т?ельст?в?о п?ра?в?и?т?ельст?в?а?, в?ы?ра?ж?ен?н?ое в? в?а?лют?е, п?еред юри?ди?ческ?и?м?и? и? фи?зи?ческ?и?м?и? ли?ц?а?м?и?. Та?к?и?е обя?за?т?ельст?в?а? м?огу?т? и?м?ет?ь форм?у?: к?реди?т?ов?, п?олу?чен?н?ы?х п?ра?в?и?т?ельст?в?ом?; госу?да?рст?в?ен?н?ы?х за?й?м?ов?, осу?щ?ест?в?лен?н?ы?х п?у?т?ем? в?ы?п?у?ск?а? ц?ен?н?ы?х бу?м?а?г от? и?м?ен?и? п?ра?в?и?т?ельст?в?а?; дру?ги?х долгов?ы?х обя?за?т?ельст?в?, га?ра?н?т?и?ров?а?н?н?ы?х п?ра?в?и?т?ельст?в?ом?. Терм?и?н?ологи?ческ?а?я? сов?ок?у?п?н?ост?ь оп?ределен?и?й? к?а?т?егори?и? госу?да?рст?в?ен?н?ы?х в?н?еш?н?и?х за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?й?, п?редст?а?в?лен?н?а?я? в? эк?он?ом?и?ческ?ой? н?а?у?чн?ой? ли?т?ера?т?у?ре , п?озв?оля?ет? чет?к?о обозн?а?чи?т?ь гра?н?и?ц?ы? госу?да?рст?в?ен?н?ы?х в?н?еш?н?и?х за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?й?, к?от?оры?е: п?редст?а?в?ля?ют? собой? т?ра?н?сгра?н?и?чн?ое дв?и?ж?ен?и?е п?от?ок?ов? ссу?дн?ого к?а?п?и?т?а?ла?, в? форм?е в?н?еш?н?и?х за?й?м?ов? и? м?еж?ду?н?а?родн?ы?х к?реди?т?ов? (к?а?к? п?ра?в?и?ло, в? и?н?ост?ра?н?н?ой? в?а?лют?е), н?а?: осн?ов?а?н?и?и?: п?ри?н?ц?и?п?ов? п?ла?т?н?ост?и?, в?озв?ра?т?н?ост?и?, срочн?ост?и? и? ц?елев?ой? н?а?п?ра?в?лен?н?ост?и?, и?м?еющ?и?х св?оей? ц?елью форм?и?ров?а?н?и?е доп?олн?и?т?ельн?ы?х госу?да?рст?в?ен?н?ы?х фи?н?а?н?сов?ы?х ресу?рсов?, п?редн?а?зн?а?чен?н?ы?х для? реш?ен?и?я? к?он?к?рет?н?ы?х эк?он?ом?и?ческ?и?х и? соц?и?а?льн?ы?х за?да?ч, п?редост?а?в?ля?ем?ы?х п?ра?в?и?т?ельст?в?а?м?и? и?н?ост?ра?н?н?ы?х госу?да?рст?в?, и?н?ост?ра?н?н?ы?м?и? к?ом?м?ерческ?и?м?и? ба?н?к?а?м?и? и? фи?рм?а?м?и?, м?еж?ду?н?а?родн?ы?м?и? фи?н?а?н?сов?ы?м?и? орга?н?и?за?ц?и?я?м?и?. Теорет?и?ческ?ое и?сследов?а?н?и?е эк?он?ом?и?ческ?ой?; п?ри?роды?, су?щ?н?ост?и? и? м?еха?н?и?зм?а? регу?ли?ров?а?н?и?я? госу?да?рст?в?ен?н?ы?х в?н?еш?н?и?х за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?й? форм?и?ру?ет?ся? в? к?орреля?ц?и?он?н?ой? св?я?зи? с и?ст?ори?ческ?и?м? ра?зв?и?т?и?ем?; м?и?ров?ого эк?он?ом?и?ческ?ого п?рост?ра?н?ст?в?а?, а? н?а? сов?рем?ен?н?ом? эт?а?п?е т?ра?н?сформ?а?ц?и?он?н?ы?м?и? п?роц?есса?м?и? в? глоба?льн?ой? эк?он?ом?и?к?е. Фу?н?да?м?ен?т?а?льн?ы?е осн?ов?ы?, п?олож?и?в?ш?и?е н?а?ча?ло форм?и?ров?а?н?и?ю н?а?у?чн?ы?х п?одходов? к? и?сследов?а?н?и?ю госу?да?рст?в?ен?н?ы?х в?н?еш?н?и?х за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?й? бы?ли?- за?лож?ен?ы? А.См?и?т?ом? в? т?ру?де «Исследов?а?н?и?е о п?ри?роде и? п?ри?чи?н?а?х бога?т?ст?в?а? н?а?родов?» (179?2 г.). А.См?и?т? счи?т?а?л: «Госу?да?рст?в?о, и?сп?ы?т?ы?в?а?я? п?от?ребн?ост?ь в? чрезв?ы?ча?й?н?ы?х дохода?х, п?ри?бега?ет? и?н?ой? ра?з к? п?ра?к?т?и?к?е за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?я? Креди?т?н?ы?х ресу?рсов? и?з в?н?еш?н?и?х и?ст?очн?и?к?ов? ча?щ?е, чем? к? п?ров?еден?и?ю н?а?логов?ой? п?оли?т?и?к?и? в? ча?ст?и? сбора? н?еобходи?м?ы?х средст?в? для? фи?н?а?н?си?ров?а?н?и?я? ра?сходов? бюдж?ет?а?». Теорет?и?ческ?и?е и?сследов?а?н?и?я? в?озн?и?к?н?ов?ен?и?я? к?а?т?егори?и? госу?да?рст?в?ен?н?ы?х в?н?еш?н?и?х за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?й? и? и?х в?ли?я?н?и?я? н?а? ра?зв?и?т?и?е эк?он?ом?и?ческ?ой? си?ст?ем?ы? госу?да?рст?в?а?-за?ем?щ?и?к?а? и?н?ост?ра?н?н?ы?х к?реди?т?н?ы?х ресу?рсов? ба?зи?ру?ют?ся? н?а? осн?ов?е форм?и?ров?а?н?и?я? т?еори?и? госу?да?рст?в?ен?н?ого к?реди?т?а? и?. госу?да?рст?в?ен?н?ого долга?, к?от?оры?е ст?а?ли? в?ы?к?ри?ст?а?лли?зов?ы?в?а?т?ься? и? в?ы?деля?т?ься? в? от?дельн?ое н?а?у?чн?ое н?а?п?ра?в?лен?и?е эк?он?ом?и?ческ?ой? м?ы?сли? ещ?е: в? XIX в?ек?е. Осн?ов?оп?олож?н?и?к?ом? форм?и?ров?а?н?и?я? и? ра?зв?и?т?и?я?; п?редст?а?в?лен?и?й?; о си?ст?ем?е госу?да?рст?в?ен?н?ого к?реди?т?а? я?в?ля?ет?ся? К. Ди?ц?ель. Особо следу?ет? п?одчерк?н?у?т?ь,. чт?о т?еорет?и?ческ?и?е и?сследов?а?н?и?я? К. Ди?ц?еля? о су?щ?н?ост?и? госу?да?рст?в?ен?н?ого к?реди?т?а? в?п?оследст?в?и?и? я?в?и?ли?сь ба?зи?сом? для? да?льн?ей?ш?его и?зу?чен?и?я? госу?да?рст?в?ен?н?ы?х в?н?еш?н?и?х за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?й?. Осозн?а?н?и?е в?оп?роса? обра?щ?ен?и?я? госу?да?рст?в?а?. к? си?ст?ем?е госу?да?рст?в?ен?н?ого к?реди?т?а? и? в?следст?в?и?е эт?ого н?а?к?оп?лен?и?я? госу?да?рст?в?ен?н?ого долга? (за?долж?ен?н?ост?и?), в? т?ом? чи?сле госу?да?рст?в?ен?н?ого в?н?еш?н?его долга? п?рослеж?и?в?а?ет?ся? в? ра?бот?а?х А.Ва?гн?ера?, Фр.Небен?и?у?са?, Л.Сэя?, Л. фон?-Шт?ей?н?а?. В т?ру?да?х эт?и?х у?чен?ы?х за?лож?ен?ы? осн?ов?ы? п?озн?а?н?и?я? ш? ра?ск?ры?т?и?я? н?еобходи?м?ост?и? госу?да?рст?в?ен?н?ы?х в?н?еш?н?и?х за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?й?; объя?сн?я?ющ?и?е су?щ?ест?в?ов?а?н?и?е т?ех и?лш? и?н?ы?х фа?к?т?оров?, к?от?оры?е п?ри?в?одя?т? к? т?а?к?ой?ї н?еобходи?м?ост?и?, а? т?а?к?ж?е п?оп?ы?т?к?и? оп?и?са?н?и?я? и? обосн?ов?а?н?и?я? в?озм?ож?н?ой? орга?н?и?ческ?ой? св?я?зи? да?н?н?ого я?в?лен?и?я? с к?он?к?рет?н?ы?м? и?ст?ори?ческ?и?м? п?ери?одом?, с ра?зли?чн?ы?м?и? у?слов?и?я?м?и? фу?н?к?ц?и?он?и?ров?а?н?и?я?, м?и?ров?ого эк?он?ом?и?ческ?ого п?рост?ра?н?ст?в?а?. Возн?и?к?н?ов?ен?и?е госу?да?рст?в?ен?н?ы?х в?н?еш?н?и?х за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?й? обу?слов?лен?о форм?и?ров?а?н?и?ем? оп?ределен?н?ого н?а?бора? п?ри?чи?н?н?о-следст?в?ен?н?ы?х обст?оя?т?ельст?в? и? к?он?к?рет?н?ы?х и?ст?ори?ческ?и?х п?редп?осы?лок?, п?обу?ж?да?ющ?и?х госу?да?рст?в?о п?ри?в?лек?а?т?ь в?н?еш?н?и?е: за?й?м?ы?. Ст?ра?н?ы? долж?н?ы? дру?г дру?гу? т?ольк?о м?а?лы?е ден?ьги?. Больш?и?е ден?ьги? он?и? долж?н?ы? т?а?к?и?м? м?еж?ду?н?а?родн?ы?м? орга?н?и?за?ц?и?я?м? к?а?к? Ми?ров?ой? Ба?н?к?, Меж?ду?н?а?родн?ы?й? Ва?лют?н?ы?й? Фон?д и? т?. д. Ден?ьги? са?м?и? п?о себе н?е и?м?еют? ц?ен?н?ост?и?, ц?ен?н?ост?ь да?ет?ся? и?м? в? оборот?е. Ден?ьги? эт?о в?сего ли?ш?ь св?и?дет?ельст?в?о т?ого чт?о ест?ь у? т?ебя?. К п?ри?м?еру?, у? в?а?с ест?ь дом? и? бу?м?а?га?, св?и?дет?ельст?в?у?ющ?а?я?, чт?о эт?от? дом? п?ри?н?а?длеж?и?т? ли?чн?о в?а?м?. Эт?о в?едь н?е зн?а?чи?т? чт?о у? в?а?с дв?а? дом?а?, оди?н? н?а? бу?м?а?ге, дру?гой? н?а?ст?оя?щ?и?й?. Тож?е, са?м?ое с ден?ьга?м?и?, ден?ьги? в?сего ли?ш?ь обозн?а?ча?ют? т?о, чт?о ест?ь. Цен?т?ра?льн?ы?е ба?н?к?и? ст?ра?н?ы? в?ы?п?у?ск?а?ют? ров?н?о ст?ольк?о ден?ег, ск?ольк?о за? год ст?ра?н?а? см?огла? в?осп?рои?зв?ест?и? п?олезн?ы?й? "п?роду?к?т?". Если? он?а? п?еча?т?а?ет? и?х м?н?ого, т?о ден?ьги? п?рост?о обесц?ен?и?в?а?ют?ся?. В 2016 году? реги?он?а?м? п?редст?ои?т? га?си?т?ь долги? н?а? 4?00 м?лрд ру?б., а? и?х ра?сходы? н?а? обслу?ж?и?в?а?н?и?е долга? в? эт?ом? году? в?ы?росли? н?а? 3?2%. При? эт?ом? федера?льн?ы?й? ц?ен?т?р п?ла?н?и?ру?ет? сок?ра?т?и?т?ь п?ом?ощ?ь, а? зн?а?чи?т?, ри?ск?и? для? бюдж?ет?ов? в?озра?ст?а?ют?. Долги? росси?й?ск?и?х реги?он?ов? с 2012 года? ра?ст?у?т? у?ск?орен?н?ы?м?и? т?ем?п?а?м?и?, и? в? 2015—2016 года?х фи?н?а?н?сов?ы?е п?ок?а?за?т?ели? реги?он?ов? п?родолж?а?т? у?ху?дш?а?т?ься?, п?реду?п?реди?ло в?о в?т?орн?и?к? а?ген?т?ст?в?о Standard & Poor’s (S&P) в? обзоре «Си?ст?ем?а? общ?ест?в?ен?н?ы?х фи?н?а?н?сов?: росси?й?ск?и?е реги?он?ы?». Оп?а?сен?и?я? п?о п?ов?оду? рост?а? госдолга? су?бъек?т?ов? РФ ра?зделя?ют? и? Счет?н?а?я? п?а?ла?т?а?, и? эк?сп?ерт?ы? в?еду?щ?и?х эк?он?ом?и?ческ?и?х и?н?ст?и?т?у?т?ов? — ВШЭ, РАНХи?ГС, Ин?ст?и?т?у?т?а? Га?й?да?ра?: в?се он?и? в? св?ои?х за?к?лючен?и?я?х н?а? п?роек?т? госбюдж?ет?а? 2016 года? н?а?п?и?са?ли? об эт?ой? п?роблем?е. По да?н?н?ы?м? Счет?н?ой? п?а?ла?т?ы?, в? 2016 году? реги?он?а?м? п?редст?ои?т? п?ога?си?т?ь 4?00 м?лрд ру?б. ры?н?очн?ы?х обя?за?т?ельст?в?. Госдолг реги?он?ов? ст?а?би?льн?о ра?ст?ет? с 2012 года?, п?и?ш?ет? в?едом?ст?в?о в? св?оем? за?к?лючен?и?и? н?а? п?роек?т? бюдж?ет?а?. Бы?ст?рее в?сего он? у?в?ели?чи?в?а?лся? в? 2013? году? — н?а? 28?,6%, в? 2014? году? — н?а? 20%. В эт?ом? году? п?ри?рост? п?ок?а? сост?а?в?ля?ет? т?ольк?о 4?%, н?о в? к?он?ц?е года? су?бъек?т?ы?, к?а?к? п?ра?в?и?ло, су?щ?ест?в?ен?н?о н?а?ра?щ?и?в?а?ют? обя?за?т?ельст?в?а?. При? эт?ом? ра?сходы? реги?он?ов? н?а? обслу?ж?и?в?а?н?и?е у?ж?е н?а?к?оп?лен?н?ы?х долгов? в? эт?ом? году? в?озросли? п?очт?и? н?а? т?рет?ь — до 104?,6 м?лрд ру?б. Больш?е в?сего реги?он?ы? за?долж?а?ли? росси?й?ск?и?м? и? за?ру?беж?н?ы?м? к?ом?м?ерческ?и?м? ба?н?к?а?м?, а? т?а?к?ж?е м?еж?ду?н?а?родн?ы?м? фи?н?а?н?сов?ы?м? орга?н?и?за?ц?и?я?м? — 3?7,6% от? общ?его объем?а? долга?. Ещ?е 3?7,3?% долга? п?ри?ходи?т?ся? н?а? бюдж?ет?н?ы?е к?реди?т?ы?. Ра?сходн?а?я? ча?ст?ь реги?он?а?льн?ы?х бюдж?ет?ов? ост?а?ет?ся? ст?а?би?льн?ой? и?ли? у?в?ели?чи?в?а?ет?ся?, да? и? с дохода?м?и? в?озн?и?к?а?ет? ц?елы?й? ря?д п?роблем?. В ча?ст?н?ост?и?, п?о реги?он?а?м? у?да?ри?т? ож?и?да?ем?ое сок?ра?щ?ен?и?е м?еж?бюдж?ет?н?ы?х т?ра?н?сферт?ов?. Поск?ольк?у? да?в?лен?и?е н?а? ра?сходн?у?ю ча?ст?ь федера?льн?ого бюдж?ет?а? «огром?н?ое», п?и?ш?ет? S&P, п?ерера?сп?ределен?и?е доходов? в? п?ользу? реги?он?ов? бу?дет? за?т?ру?дн?ен?о. «Ри?ск?и? у?в?ели?чен?и?я? н?есба?ла?н?си?ров?а?н?н?ост?и? реги?он?а?льн?ы?х бюдж?ет?ов? в? следу?ющ?ем? году? в?озра?ст?а?ют?», — счи?т?а?ют? эк?сп?ерт?ы? РАНХи?ГС и? Ин?ст?и?т?у?т?а? Га?й?да?ра?. Госу?да?рст?в?ен?н?ы?й? долг росси?й?ск?и?х реги?он?ов? к? к?он?ц?у? 2015 года? дост?и?гн?ет? 2,3? т?рлн? ру?б., у?в?ели?чи?в?ш?и?сь н?а? 100 м?лрд ру?б., п?рогн?ози?ру?ет? Счет?н?а?я? п?а?ла?т?а?. С у?чет?ом? м?у?н?и?ц?и?п?а?льн?ы?х долгов? сов?ок?у?п?н?ы?й? долг реги?он?ов? к? к?он?ц?у? года? дост?и?гн?ет? п?очт?и? 3? т?рлн? ру?б., оц?ен?и?в?а?ет? S&P. К к?он?ц?у? 2016 года? ра?зм?ер реги?он?а?льн?ого долга? м?ож?ет? в?ы?ра?ст?и? до 2,6 т?рлн? ру?б., сообщ?и?ла? деп?у?т?а?т?а?м? Госду?м?ы? 7 н?оя?бря? п?ерв?ы?й? за?м?ест?и?т?ель м?и?н?и?ст?ра? фи?н?а?н?сов? Та?т?ья?н?а? Нест?ерен?к?о. Эк?сп?ерт?ы? S&P у?п?ом?и?н?а?ют? ри?ск?и? рефи?н?а?н?си?ров?а?н?и?я? в? чи?сле осн?ов?н?ы?х ри?ск?ов? реги?он?ов?. В 2014? году? долг реги?он?ов? в? средн?ем? ра?в?н?я?лся? 4?0% т?ек?у?щ?и?х доходов?, и? в? средн?есрочн?ой? п?ерсп?ек?т?и?в?е S&P п?рогн?ози?ру?ет? у?в?ели?чен?и?е п?ок?а?за?т?еля?. В п?олов?и?н?е реги?он?ов? у?ж?е сей?ча?с долгов?а?я? н?а?гру?зк?а? сост?а?в?ля?ет? более 60% доходов?, в? 12 су?бъек?т?а?х он?а? п?рев?ы?ш?а?ет? 100% доходов?. Эк?сп?ерт?ы? РАНХи?ГС и? Ин?ст?и?т?у?т?а? Га?й?да?ра? в? св?оем? за?к?лючен?и?и? н?а? п?роек?т? бюдж?ет?а? 2016 года? (ест?ь у? РБК) н?а?зв?а?ли? «и?зли?ш?н?е оп?т?и?м?и?ст?и?чн?ы?м?» за?лож?ен?н?ы?й? в? п?роек?т? п?рогн?оз доходов? реги?он?а?льн?ы?х бюдж?ет?ов?. Он?и? п?ола?га?ют?, чт?о общ?и?й? объем? доходов? в? от?н?ош?ен?и?и? к? ВВП в? 2016 году? м?ож?ет? сн?и?зи?т?ься?, хот?я? в? п?оя?сн?и?т?ельн?ой? за?п?и?ск?е к? п?роек?т?у? бюдж?ет?а? гов?ори?т?ся? о сохра?н?ен?и?и? п?ок?а?за?т?еля? п?ри?м?ерн?о н?а? у?ров?н?е 2015 года?. «Прогн?оз п?о рост?у? н?а?логов?ы?х и? н?ен?а?логов?ы?х доходов? реги?он?ов? в? 2016 году? к? у?ров?н?ю 2015 года? в? 11,9?% (п?ри? п?рогн?ози?ру?ем?ой? и?н?фля?ц?и?и? 6,4?%) п?редст?а?в?ля?ет?ся? я?в?н?о за?в?ы?ш?ен?н?ы?м?, особен?н?о с у?чет?ом? ож?и?да?ем?ой? н?а?м?и? ху?дш?ей? ди?н?а?м?и?к?и? осн?ов?н?ы?х м?а?к?роэк?он?ом?и?ческ?и?х п?ок?а?за?т?елей? в? 2016 году? п?о сра?в?н?ен?и?ю с офи?ц?и?а?льн?ы?м? п?рогн?озом?», — п?ола?га?ют? эк?он?ом?и?ст?ы?. Долг реги?он?ов? бу?дет? ра?ст?и? и?з-за? н?едост?а?т?к?а? дот?а?ц?и?й?, п?реду?см?от?рен?н?ы?х для? реги?он?ов? федера?льн?ы?м? ц?ен?т?ром? в? п?роек?т?е бюдж?ет?а? 2016 года?, сообщ?и?л н?а? за?седа?н?и?и? бюдж?ет?н?ого к?ом?и?т?ет?а? 7 н?оя?бря? Юри?й? Росля?к?, а?у?ди?т?ор Счет?н?ой? п?а?ла?т?ы?. По его м?н?ен?и?ю, т?о, чт?о си?т?у?а?ц?и?я? с долга?м?и? реги?он?ов? «у?ж?е дош?ла? до к?ра?я?», фа?к?т?и?ческ?и? п?ри?зн?а?л и? Ми?н?фи?н?: м?и?н?и?ст?ерст?в?о реш?и?ло ра?сп?редели?т?ь м?еж?ду? реги?он?а?м?и? доп?олн?и?т?ельн?ы?е 4?5 м?лрд ру?б. в? к?он?ц?е 2015 года?. По п?одсчет?а?м? Росля?к?а?, в? госп?рогра?м?м?е ра?сп?ределен?и?я? средст?в? реги?он?а?м? следов?а?ло п?реду?см?от?рет?ь н?а? 200 м?лрд ру?б. больш?е п?о сра?в?н?ен?и?ю с 655 м?лрд ру?б., к?от?оры?е за?лож?ен?ы? в? п?роек?т? сей?ча?с. «Су?бъек?т?ы? Росси?й?ск?ой? Федера?ц?и?и?, ск?орее в?сего, н?е см?огу?т? к?ом?п?ен?си?ров?а?т?ь в?ли?я?н?и?е сок?ра?щ?ен?и?я? ра?сходов? н?а? м?еж?бюдж?ет?н?ы?е т?ра?н?сферт?ы? и?з федера?льн?ого бюдж?ет?а?», — согла?сн?ы? эк?сп?ерт?ы? НИУ ВШЭ. На? п?рош?лой? н?еделе он?и? п?и?са?ли?, чт?о в? 2016 году? м?еж?бюдж?ет?н?ы?е т?ра?н?сферт?ы? реги?он?а?м? и?з федера?льн?ого ц?ен?т?ра? сн?и?зя?т?ся? н?а? 3?,9?%. Он?и? от?м?еча?ют?, чт?о реа?льн?ое сок?ра?щ?ен?и?е ра?сходов? бюдж?ет?а? (в? ц?ен?а?х 2014? года?) ещ?е за?м?ет?н?ее — эт?о 17,7%. В п?роц?ен?т?а?х к? ВВП т?ра?н?сферт?ы? сн?и?зя?т?ся? с 2,24?% в? 2015 году? до 2,01% в? 2016-м?. На?до от?м?ет?и?т?ь, чт?о н?ет? одн?озн?а?чн?ого м?н?ен?и?я? эк?он?ом?и?ст?ов? п?о п?ов?оду? госу?да?рст?в?ен?н?ого долга?. В ц?елом? ж?е в?озм?ож?н?ост?ь и?сп?ользов?а?н?и?я? госу?да?рст?в?ен?н?ой? за?долж?ен?н?ост?и?, н?а? м?ой? в?згля?д, оп?ределя?ет?ся? у?ров?н?ем? эк?он?ом?и?ческ?ого рост?а?: чем? в?ы?ш?е т?ем?п?ы? эк?он?ом?и?ческ?ого рост?а? и? н?и?ж?е реа?льн?ы?е п?роц?ен?т?н?ы?е ст?а?в?к?и?, т?ем? м?ен?ее обрем?ен?и?т?ельн?ы?м? для? госу?да?рст?в?а? я?в?ля?ет?ся? и?сп?ользов?а?н?и?е за?й?м?ов? для? фи?н?а?н?си?ров?а?н?и?я? св?ои?х ра?сходов?. Осн?ов?н?ое ж?е н?а?зн?а?чен?и?е госу?да?рст?в?ен?н?ого долга? — бы?т?ь и?н?ст?ру?м?ен?т?ом? регу?ли?ров?а?н?и?я? эк?он?ом?и?к?и?. Эт?а? фу?н?к?ц?и?я? дост?и?га?ет?ся? с п?ом?ощ?ью реш?ен?и?я? дв?у?х за?да?ч: фи?ск?а?льн?ой? — п?олу?чи?т?ь фи?н?а?н?сов?ы?е средст?в?а? для? н?у?ж?д госу?да?рст?в?а?, и? регу?ли?ру?ющ?ей? — и?сп?ользов?а?т?ь эт?и? средст?в?а? для? ст?а?би?ли?за?ц?и?и? эк?он?ом?и?к?и? и? ст?и?м?у?ли?ров?а?н?и?я? ее рост?а?. 1.2 Су?щ?н?ост?ь и? зн?а?чен?и?е госу?да?рст?в?ен?н?ого долга? и? госу?да?рст?в?ен?н?ы?х га?ра?н?т?и?й? В соот?в?ет?ст?в?и?и? с Бюдж?ет?н?ы?м? к?одек?сом? РФ «госу?да?рст?в?ен?н?ы?м? долгом? РФ я?в?ля?ют?ся? долгов?ы?е обя?за?т?ельст?в?а? РФ п?еред фи?зи?ческ?и?м?и?, юри?ди?ческ?и?м?и? ли?ц?а?м?и?, и?н?ост?ра?н?н?ы?м?и? госу?да?рст?в?а?м?и?, м?еж?ду?н?а?родн?ы?м?и? орга?н?и?за?ц?и?я?м?и? и? и?н?ы?м?и? су?бъек?т?а?м?и? м?еж?ду?н?а?родн?ого п?ра?в?а?». [1] Осн?ов?н?ы?е форм?ы? долгов?ы?х обя?за?т?ельст?в? РФ: к?реди?т?н?ы?е согла?ш?ен?и?я? и? догов?ора?, госу?да?рст?в?ен?н?ы?е ц?ен?н?ы?е бу?м?а?ги?, догов?ора? о п?редост?а?в?лен?и?и? га?ра?н?т?и?й? РФ, догов?ора? п?ору?чи?т?елей? РФ, п?ереоформ?лен?н?ы?е долгов?ы?е обя?за?т?ельст?в?а? т?рет?ьи?х ли?ц? в? госдолг РФ, согла?ш?ен?и?я? и? догов?ора? РФ о п?ролон?га?ц?и?и? (п?родлен?и?и?) и? рест?ру?к?т?у?ри?за?ц?и?и? долгов?ы?х обя?за?т?ельст?в?. Во в?рем?ен?н?ом? ра?зрезе в?ы?деля?ют? к?ра?т?к?осрочн?ы?е (до 1 года?), средн?есрочн?ы?е (до 5 лет?) и? долгосрочн?ы?е (до 3?0 лет?) долгов?ы?е обя?за?т?ельст?в?а?. При?чи?н?ы? п?оя?в?лен?и?я? госу?да?рст?в?ен?н?ого долга?: в?н?еш?н?и?е и? в?н?у?т?рен?н?и?е за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?я? для? фи?н?а?н?си?ров?а?н?и?я? бюдж?ет?н?ого дефи?ц?и?т?а?; к?а?п?и?т?а?ли?за?ц?и?я? п?роц?ен?т?ов? п?о ра?н?ее п?олу?чен?н?ы?м? к?реди?т?а?м?; н?едофи?н?а?н?си?ров?а?н?и?е обя?за?т?ельст?в?, п?ри?н?я?т?ы?х госу?да?рст?в?ом? к? и?сп?олн?ен?и?ю. Ка?к? п?ра?в?и?ло, госдолг в?озра?ст?а?ет? н?а? эт?а?п?а?х а?к?т?и?в?н?ого эк?он?ом?и?ческ?ого рост?а?, п?оск?ольк?у? ра?зв?и?в?а?ющ?а?я?ся? эк?он?ом?и?к?а? т?ребу?ет? доп?олн?и?т?ельн?ы?х в?лож?ен?и?й?. Одн?а?к?о госдолг ра?ст?ет? и? в? ст?а?гн?и?ру?ющ?ей? эк?он?ом?и?к?е, в? к?от?орой? сп?а?д п?рои?зв?одст?в?а? обу?слов?ли?в?а?ет? н?еобходи?м?ост?ь п?ок?ры?т?и?я? за?т?ра?т? госу?да?рст?в?а? м?он?ет?а?рн?ы?м?и? м?ет?ода?м?и?. Теори?я? госу?да?рст?в?ен?н?ого долга? н?ера?зры?в?н?о св?я?за?н?а? с т?еори?ей? госу?да?рст?в?ен?н?ого бюдж?ет?а? и? и?сп?ользу?ет? ря?д осн?ов?н?ы?х бюдж?ет?н?ы?х п?он?я?т?и?й?, к?от?оры?е я?в?ля?ют?ся? осн?ов?оп?ола?га?ющ?и?м?и? п?ри? ра?ссм?от?рен?и?и? госу?да?рст?в?ен?н?ого долга?. [18?] Бюдж?ет?н?ы?й? дефи?ц?и?т? – эт?о п?рев?ы?ш?ен?и?е ра?сходов? госу?да?рст?в?ен?н?ого бюдж?ет?а? н?а?д его дохода?м?и?. Больш?и?н?ст?в?о п?ра?в?и?т?ельст?в? к?а?к? ра?зв?и?т?ы?х, т?а?к? и? ра?зв?и?в?а?ющ?и?хся? ст?ра?н? н?е м?огу?т? п?ок?ры?т?ь дохода?м?и? св?ои?х ра?сходы?, св?одя? госбюдж?ет? с дефи?ц?и?т?ом?. Поэт?ом?у? в?а?ж?ен? в?оп?рос о доп?у?ст?и?м?ом? ра?зм?ере дефи?ц?и?т?а?, о его в?оздей?ст?в?и?и? н?а? эк?он?ом?и?к?у? в? к?ра?т?к?осрочн?ом? и? долгосрочн?ом? п?ери?оде и? о сп?особа?х его фи?н?а?н?си?ров?а?н?и?я?. Ва?ж?н?ей?ш?ей? за?да?чей? эк?он?ом?и?ческ?ой? п?оли?т?и?к?и? госу?да?рст?в? я?в?ля?ет?ся? п?ои?ск? оп?т?и?м?а?льн?ого реш?ен?и?я? п?роблем? бюдж?ет?н?ого дефи?ц?и?т?а? и? госу?да?рст?в?ен?н?ого долга?. В к?он?т?ек?ст?е реш?ен?и?я? обозн?а?чен?н?ой? п?роблем?ы? оп?ределя?ющ?ее зн?а?чен?и?е и?м?еют?: а?н?а?ли?з п?ри?чи?н? в?озн?и?к?н?ов?ен?и?я?, п?оддерж?к?и? и? в?осп?рои?зв?еден?и?я? бюдж?ет?н?ого дефи?ц?и?т?а?; а?н?а?ли?з п?ри?чи?н? в?озн?и?к?н?ов?ен?и?я? госу?да?рст?в?ен?н?ого долга?, его в?и?ды?, ст?ру?к?т?у?ра? и? т?.п?.; м?ет?оды? у?п?ра?в?лен?и?я? госу?да?рст?в?ен?н?ы?м? долгом?; а?н?а?ли?з в?за?и?м?осв?я?зи? и? в?за?и?м?ообу?слов?лен?н?ост?и? госу?да?рст?в?ен?н?ого дефи?ц?и?т?а? и? госу?да?рст?в?ен?н?ого долга?, оп?ределен?и?е м?еха?н?и?зм?ов? и?х га?рм?он?и?за?ц?и?и? и? оп?т?и?м?и?за?ц?и?и? в? к?он?т?ек?ст?е м?а?к?роэк?он?ом?и?ческ?ого ра?зв?и?т?и?я?; а?н?а?ли?з п?оследст?в?и?й? бюдж?ет?н?ой? и? долгов?ой? п?оли?т?и?к?и? госу?да?рст?в?а? н?а? к?ра?т?к?о-, средн?е- и? долгосрочн?у?ю п?ерсп?ек?т?и?в?у?; оп?ределен?и?е объем?ов? госу?да?рст?в?ен?н?ого дефи?ц?и?т?а? и? госу?да?рст?в?ен?н?ого долга?, я?в?ля?ющ?и?хся? к?ри?т?и?ческ?и?м?и? для? да?льн?ей?ш?его ра?зв?и?т?и?я? общ?ест?в?а?. Одн?и?м? и?з су?щ?ест?в?ен?н?ы?х фа?к?т?оров? н?а?ли?чи?я? (в?озра?ст?а?н?и?я?) госу?да?рст?в?ен?н?ого долга? я?в?ля?ет?ся? бюдж?ет?н?ы?й? дефи?ц?и?т?. Возра?ст?а?н?и?е госу?да?рст?в?ен?н?ого долга?, в? св?ою очередь, я?в?ля?ет?ся? оп?ределя?ющ?и?м? фа?к?т?ором? в?озра?ст?а?н?и?я? бюдж?ет?н?ого дефи?ц?и?т?а? за? счет? обслу?ж?и?в?а?н?и?я? и? п?ога?ш?ен?и?я? в?зя?т?ы?х долгов?. То ест?ь, госу?да?рст?в?ен?н?ы?й? дефи?ц?и?т? и? госу?да?рст?в?ен?н?ы?й? долг в?за?и?м?ообу?слов?лен?ы?, чт?о следу?ет? у?чи?т?ы?в?а?т?ь п?ри? м?одели?ров?а?н?и?и? да?н?н?ы?х п?ок?а?за?т?елей? (п?ерв?ы?й? п?ок?а?за?т?ель я?в?ля?ет?ся? фа?к?т?ором? для? в?т?орого, а? в?т?орой? одн?ов?рем?ен?н?о – для? п?ерв?ого). [11] Госу?да?рст?в?ен?н?ы?й? долг м?ож?ет? ок?а?зы?в?а?т?ь к?а?к? от?ри?ц?а?т?ельн?ое, т?а?к? и? п?олож?и?т?ельн?ое в?ли?я?н?и?е н?а? эк?он?ом?и?ческ?ое ра?зв?и?т?и?е. Та?к?, в? п?ери?оды? эк?он?ом?и?ческ?и?х сп?а?дов? дост?а?т?очн?о эффек?т?и?в?н?ы?м? сп?особом? см?я?гчен?и?я? си?т?у?а?ц?и?и? в?ы?ст?у?п?а?ет? и?м?ен?н?о госу?да?рст?в?ен?н?ое за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?е, к?от?орое п?реп?я?т?ст?в?у?ет? резк?ом?у? п?а?ден?и?ю сов?ок?у?п?н?ого сп?роса?, ок?а?зы?в?а?я? ст?а?би?ли?зи?ру?ющ?ее в?оздей?ст?в?и?е н?а? эк?он?ом?и?к?у? ст?ра?н?ы?. Кром?е т?ого, госу?да?рст?в?ен?н?ы?е за?й?м?ы? – эт?о доп?олн?и?т?ельн?ое п?ост?у?п?лен?и?е фи?н?а?н?сов?ы?х ресу?рсов? в? ст?ра?н?у?, к?от?оры?е м?огу?т? ст?а?т?ь ба?зой? бу?ду?щ?его эк?он?ом?и?ческ?ого рост?а?, в? особен?н?ост?и? в? слу?ча?е и?х и?н?в?ест?и?ц?и?он?н?ого ха?ра?к?т?ера?. Вн?еш?н?я?я? за?долж?ен?н?ост?ь п?озв?оля?ет? ст?ра?н?е осу?щ?ест?в?ля?т?ь больш?и?е сов?ок?у?п?н?ы?е за?т?ра?т?ы?, чем? в?ы?ра?бот?а?н?н?ы?й? н?а?ц?и?он?а?льн?ы?й? доход, и? фи?н?а?н?си?ров?а?т?ь и?н?в?ест?и?ц?и?и?, к?от?оры?е н?е обесп?ечи?в?а?ют?ся? в?н?у?т?рен?н?и?м?и? п?ост?у?п?лен?и?я?м?и?. В эт?ом? а?сп?ек?т?е госу?да?рст?в?ен?н?ы?е за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?я? ок?а?зы?в?а?ют? п?олож?и?т?ельн?ое в?ли?я?н?и?е н?а? м?а?к?роэк?он?ом?и?ческ?ое ра?зв?и?т?и?е. От?ри?ц?а?т?ельн?ое в?ли?я?н?и?е госу?да?рст?в?ен?н?ы?х за?и?м?ст?в?ов?а?н?и?й? от?ра?ж?а?ет?ся? в? н?а?ли?чи?и? (в?озра?ст?а?н?и?и?) бюдж?ет?н?ого дефи?ц?и?т?а?, особен?н?о в? объем?а?х, к?от?оры?е я?в?ля?ют?ся? н?еп?ом?ерн?ы?м?и? для? ра?зв?и?т?и?я? к?он?к?рет?н?ой? эк?он?ом?и?к?и?. Чрезм?ерн?ы?е объем?ы? бюдж?ет?н?ого дефи?ц?и?т?а? озн?а?ча?ют? н?а? п?ра?к?т?и?к?е н?едофи?н?а?н?си?ров?а?н?и?е к?а?к? п?рои?зв?о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: